суббота, 28 февраля 2015 г.

Интеллектуальный социально-психологический тренинг

Психологический тренинг – это одна из наиболее распространенных и эффективных методик коррекционной, реабилитационной, обучающей, развивающей, социально-психологической и диагностической работы практикующего психолога. Его назначение, форма и технология проведения варьируются в достаточно широком диапазоне.


Анализ современных подходов к работе тренинговых психотехнологий показывает, что доминирующей тенденцией является эмоциональная основа групповой деятельности, т.е. психологическое воздействие осуществляется при значимой психоэмоцианальной вовлеченности индивида в тренинговую работу.


Однако в подавляющем большинстве случаев современный человек не стремится к интенсивному эмоциональному взаимодействию с окружающими, чувственному реагированию в ходе тренинга. Соответственно проблемным моментом является «включение» (вовлечение, формирование интереса) участников в тренинговую работу.


В то же время (при всем скептическом отношении к деятельности психолога) любая групповая деятельность проходит через индивидуальное интеллектуальное осмысление происходящего. Таким образом, влияние через интеллектуальную сферу участников тренинга – перспективное направление социально-психологического воздействия.


Как дидактическая и методическая единица каждое упражнение включает стимульный материал., функционально-логическую взаимосвязь в тренинговом упражнении, таблицу ответов. Предлагаемые упражнения апробированы тренинговой психопрактикой, обуславливают повышенный интерес и мотивацию участников к групповой работе.


Областью их применения выступают интеллектуально-личностное развитие индивидов, снятие социально-психологической и нервно-психической напряженности, профилактика возникновения конфликтов, гармонизация межличностной коммуникации, сплочение коллектива, оптимизация ролевых отношений в тренинговой группе, выявление лидеров, интеллектуальная «разминка».


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО 
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА


Интеллектуальный социально-психологический тренинг – это специальная тренировка социально и индивидуально значимых психологических феноменов, основанная на использовании методов психологического воздействия (дискуссия, групповая оценка, самооценка т.п.) в ходе совместного решения игровой творческой (интеллектуально насыщенной) задачи.


Особенностью интеллектуального социально-психологического тренинга является то, что психологом создается креативная среда, основными характеристиками которой являются: проблемность, неоднозначность, неопределенность, принятие и безоценочность.


Сталкиваясь с непривычной формой групповой работы, участники вынуждены мобилизоваться, переосмыслить происходящее, организовать конструктивное межличностное взаимодействие. Все это происходит на фоне интеллектуального насыщения тренинговой деятельности.


Работа индивида и группы в интеллектуальном социально-психологичсеком тренинге требует соблюдения ряда принципов, имеющих в отличие от традиционных специфические оттенки.


Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения состоит в том, что в тренинге активно «циркулируют» мнения, высказывания, интересы участников, а также чувства, эмоции, переживания. Реализация этого традиционного принципа создает в группе атмосферу обсуждения, безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам, не стесняясь ошибок, работать над проблемной ситуацией.


Принцип творческой позиции заключается в том, что в ходе тренинга участники осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, не известные им ранее, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, индивидуально-психологические особенности, ролевые отношения.


В отдельных случаях это может встречать достаточно сильное внутриличностное сопротивление (например, в результате осознания того, что какой-либо участник вопреки его ожиданиям не справляется с заданием или не является интеллектуальным лидером в группе).


Сталкиваясь с другим, непривычным для них способом интеллектуальной работы, отдельные участники могут проявлять недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной форме (вплоть до отказа от работы).


Однако творчество при разрешении игровой ситуации настолько захватывает подавляющее большинство участников, что ранее возникшие проблемные моменты, например, в общении, самовыражении, ролевых отношениях, познавательной деятельности, преодолеваются сравнительно легко, позитивные алгоритмы действий автоматизируются.


Исходя из этого принципа, задача психолога – предложить (придумать, сконструировать и организовать) такие игровые ситуации, которые давали бы возможность участникам осознать, апробировать и тренировать новые способы интеллектуального реагирования, творческого анализа окружающей действительности.


Принцип личностно-интеллектуальной активности подразумевает вовлеченность участников в групповую (игровую) деятельность. При этом активность участников носит особый характер, отличный от работы в традиционном социально-психологическом тренинге.


В интеллектуальном тренинге участники сравнительно легко вовлекаются в специально разработанные игровые действия в первую очередь в силу естественности (непринужденности) тренинговой процедуры и наличия познавательного интереса. Однако, несмотря на потенциальную привлекательность игрового материала, каждый участник должен быть готов к индивидуальной и групповой работе.


Принцип объективизации (осознания) проведения состоит в том, что в процессе тренинга поведение участников переводится с импульсивного на объективный уровень, позволяющий производить изменения в поведении. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Именно создание условий для эффективной обратной связи в тренинговой группе – важная задача психолога.


Особое значение для качественного проведения интеллектуального социально-психологического тренинга имеет аспект соблюдения общепринятых правил групповой работы:


1) не перебивать говорящего;
2) высказываться по очереди, по сути, и от своего имени;
3) не навязывать свое мнение, не критиковать и не оценивать других участников.

Организация тренинга включает в себя специальные инструкции психологу и участникам.


На фото социально-психологического тренинга с экипажами  бмп на этапе подготовки к отборочным состязаниям Всеармейского конкурса "Танковый биатлон - 2015" провела флотский психолог Елена ЗАЙЦЕВА (22.02.2015 г., Владивостокский матросский клуб).



Инструкция психологу. Участникам тренинга зачитывается инструкция к упражнению, которая составлена достаточно широко и не конкретизирует действий индивидов. После этого всем участникам раздаются карточки, на которых приводятся утверждения или вопросы. В карточках допускается предоставление информации, не имеющей непосредственного отношения к решению задачи (избыточная информация). Количество карточек варьируется в зависимости от упражнения.

Участники должны самостоятельно решить интеллектуальную (проблемную) задачу, которая составлена таким образом, что формирование правильных ответов возможно только пр системном анализе всей имеющейся информации ( т.е. при активной вовлеченности в групповую работу всех участников тренинга). Подсказки не даются. Возможно уточнение количества персонажей того или иного упражнения.


Обычно тренинговая группа проходит следующие стадии работы над проблемной ситуацией:

1. Полное непонимание происходящего (когнитивный диссонанс), смятение (продолжается 3-10 мин.). Участники тренинга затрудняются сформулировать исходную ситуацию, конструктивные направления решения интеллектуальной задачи. Стимульный материал предстает как набор отдельных отрывков некоторого текста, не имеющего единого смыслового содержания.

2. Попытки решить задачу тривиальным способом: цепочка рассуждений ведется от поставленных вопросов (например, кто мечтает о лете? – сосед цветовода; кто сосед цветовода? и т.п.)


3. Выделение организационно-интеллектуального лидера (лидеров), возложивших на себя ответственность за результаты групповой деятельности.
4. Систематизация имеющейся разрозненной информации (категории «дом», «увлечения», «сад», «средство передвижения» т т.п.).
5. Поиск ответов на поставленные вопросы с учетом интеллектуальной переработки информации.

Выбор психологом того или иного упражнения определяется следующими факторами:
1) содержанием и уровнем трудности упражнения;
2) особенностями группы и ее участников;
3) особенностями тренинговой ситуации;
4) ресурсом времени, отводимым для выполнения упражнения. Обычно в программу (сеанс) интеллектуального социально-психологического тренинга необходимо включать 1-3 упражнения.


В заключительной части тренинга осуществляется анализ результатов игровой деятельности группы (в т.ч. оценка правильности и способа решения задач) отдельных игровых действий, обмен участников мнениями, опытом и эмоциями, самоанализ поведения, а также так называемый «деролинг» (выход из роли).

Инструкция участникам. В нашей истории четыре (пять, шесть и т.д., в зависимости от упражнения) персонажей. Они имеют определенное образование, работу, друзей, материальные блага (дома, транспортные средства и т.п.). семейное положение и увлечения людей разнятся, как и у нас с Вами.


Вам необходимо ознакомится с раздаваемыми карточками, на которых приводятся утверждения или вопросы (групповые задания). Разрешается оглашать и обсуждать содержимое карточек, имеющихся в распоряжении каждого участника. Показывать карточки другим участникам недопустимо.

При необходимости на отдельных листах бумаги можно делать записи. По результатам групповой работы необходимо ответить на ряд вопросов (все они начинаются словами – «Одно из заданий»). Задание будет успешно выполнено при правильном ответе на все поставленные перед Вами вопросы.


ЗАДАЧКИ из Интеллектуального тренинга

1. На рисунке изображены два дерева во дворе дома. Одно - на улице рядом с калиткой
2. На первом этаже дома нарисованы входная дверь и окно.
3. Для раскрашивания дома можно использовать следующие цвета: желтый, красный, коричневый, синий.

4. Дом имеет несколько этажей, стены которых окрашены в разные цвета.
5. На рисунке на всех этажах кроме первого изображено одинаковое количество окон.
6. У нарисованного дома помимо входной двери видно пять окон.


7. Забор выкрашен в коричневый цвет, калитка может иметь желтый или синий цвета.
8. Цвет калитки совпадает с цветом стен второго этажа нарисованного дома.
9. Цвет самого верхнего этажа дома - желтый.
10. На рисунке надо изобразить дом, забор с калиткой, три дерева, один кустарник.

11. Цвет первого этажа дома не может быть красным, второго – желтым, третьего – зеленым.
12. На рисунке количество деревьев должно совпадать с этажностью дома.
13. Вы и только Вы должны нарисовать рисунок, содержание которого указано в карточках, находящихся у других участники тренинга.


На фото интеллектуальный социально-психологический тренинг в отдалённом подразделении провела психолог Людмила ПЕТКО (февраль 2015 года).

Шоу "Танковый биатлон". Чемпионат мира-2014. Финал, эфир от 11.10.2014


суббота, 21 февраля 2015 г.

Метод фрактального рисунка в психологии.


Авторы метода - психологи Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов.

Они широко известны своими работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий.

Методу фрактального рисунка уже более 20 лет. 

Основа метода - принцип фракталов и фрактальности как таковой. 

Рисунок здесь считается продолжением человека, его малой частью, проекцией. 

И эта малая часть отражает большое целое - человека. 

Глядя на рисунок, можно диагностировать состояние его автора.

Что замечательно, этому нашлось и научное подтверждение.
 
На начальном периоде исследований в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. 

Она позволяла с помощью обычной трипризмы наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. 

Совершенно четко было видно, что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. 

Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. 

Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке.

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, были теми же цветами, что доминировали в рисунке. 

Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме его ауры, отраженной в трипризме!

Думаю, вам уже не терпится проверить этот метод на себе. :) Давайте приступим!


Технология выполнения тестового рисунка.


Для того чтобы выполнить тестовый рисунок, необходима более или менее спокойная обстановка и немного свободного времени (около 1 часа).

Необходимые инструменты:

♦ набор цветных карандашей, фломастеров и ручек как можно большего количества цветовых оттенков;

♦ лист ватмана формата А4;

♦ шариковая ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае черный тонкий фломастер.

Как рисовать:

1. Лист перед собой расположить по горизонтали.

2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.

3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 45—60 секунд.

4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.

5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.

6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов: круговых форм; петлеобразных форм; 8-образных форм; геометрических форм.

Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.


ВНИМАНИЕ!

Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько необходимых советов:

Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем не резко, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). 

Рука должна двигаться свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.)

Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.

Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке изображено большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время продолжить рисовать линию, стараясь не выходить за пределы листа.

При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. 

Если же ячейки соприкасаются в точке и расположены по диагонали, тогда можно.

Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. 

Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.

Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо некоторое количество ячеек, но не более 10—15. 

В случае когда в руки попадается карандаш одного и то же цвета, то хотя бы одну ячейку, но закрасить необходимо, после чего карандаш возвращается в общий набор.

♦ Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и цветные шариковые и гелевые ручки.

Фрактальный метод апробирован на многих людях. 

По их отзывам, результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их

Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. 

Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Внимательно изучите "ключ". 

Старайтесь быть объективным при оценке результата. 

Используйте знание значений теста, чтобы создать серию новых фрактальных рисунков, на этот раз с целью коррекции.


РАСШИФРОВКА ФРАКТАЛЬНОГО РИСУНКА

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества, особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

- характер линии;

- размер и конфигурация рисунка;

- размер и конфигурация ячеек;

- цветовая гамма рисунка, отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены. 

Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.


1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. 

Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии. 

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе. Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние. 

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.


2. Размер и конфигурация рисунка


Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму. 

Средний размер (около 2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания. 

Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры.

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. 

Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. 

Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т. д. 

Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.


Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейкиэмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание.

Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:
а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. 

Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;

б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.


4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит). 

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени. 

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую). 

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера.

5. Характерные цветовые акценты

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность. 

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции. 

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений. 

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции. 

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.


6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность. 

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее.

- Лимонно-желтый — цвет педагога, учителя.

- Цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора.

- Зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству.

- Синий цвет: Голубой — цвет спокойной энергии.

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии.

Сиреневый — цвет сильной энергии.

Фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии.

Лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии.


- Красный цветРозовый — цвет теплой энергии.

Алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги.

Густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.

- Оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии.

- Светлые оттенки (золотистый, бежевый, охра, песочный) коричневого цвета — цвет чистой энергии, святой энергии.

- Коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками).

- Серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.

- Черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.


Примечание.

В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;

б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;

в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

Это краткое описание расшифровки фрактального рисунка. 

Для объективной оценки своего тестового рисунка выпишите его характерные особенности на лист, определите наиболее часто встречающиеся параметры.

Строго следуйте инструкции ключа при трактовке результата.


В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов. 

Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка.

Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. 

И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Тест "Фрактальный рисунок"

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Профессиональный стандарт - ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

С 1 января 2015 года работодателями при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда применяется профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере". 

Правительство РФ доложило о разработке к 2015 году и утверждении не менее 800 профессиональных стандартов, а также принятии не менее 400 в 2014 году, сообщается на сайте кабинета министров. «По состоянию на 30 декабря 2014 года приказами Минтруда утверждено 403 профессиональных стандарта», — говорится в сообщении.

Среди принятых, профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере"


Ранее газета «Коммерсант» написала, что профессиональные стандарты станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2015 года, а с 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели.

В сообщении правительства уточняется, что утвержденные стандарты устанавливают требования к квалификации работников и описанию их трудовой деятельности в направлениях атомной промышленности, судостроения, машиностроения, финансов и экономики, сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, биотехнологий, социального обслуживания, а также в нефтегазовой отрасли и сквозных видах профессиональной деятельности в различных сферах экономики.

Профессиональный стандарт - ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ.

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» ноября 2013 г. №682н

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
85.3 Предоставление социальных услуг

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)- 2446.
Специалисты в сфере социальных проблем

Наименование профессионального стандарта - Психолог в социальной сфере

Регистрационный номер - 12

Вид профессиональной деятельности.
Предоставление психологических услуг в социальной сфере

Основная цель вида профессиональной деятельности - профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в поведении социальных групп и отдельных лиц (асоциальное и конфликтное поведение, социальное сиротство и другое), психологическая помощь представителям социально уязвимых слоев населения (маргиналы, мигранты, беженцы) и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки; больным, одиноким и престарелым, сиротам, лицам с ограниченными возможностями здоровья; лицам, получившим посттравматические стрессовые расстройства, находящимся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы)

Код профессиональной деятельности - 03.008


Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции. Код А
Наименование - организация и предоставление психологических услуг лицам разных возрастов и социальных групп
Уровень квалификации - 7

7-й уровень квалификации предполагает высшее образование: магистратура, специалист, аспирантура по направлению «Психология, психолого-педагогическое образование», программы дополнительного профессионального образования, дающие новую квалификацию.

Трудовые функции. Наименование.
Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам). Код А/01.7
Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания населения. Код А/02.7

Оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию. Код А/03.7
Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (клиентам). Код А/04.7

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам). Код А/05.7
Психологическое сопровождение процессов, связанных с образованием и деятельностью замещающих семей (клиентов). Код А/06.7

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы. Код А/07.7
Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения. Код А/08.7

Характеристика обобщенных трудовых функций.
Возможные наименования должностей - Психолог в социальной сфере. Психолог.

Требования к образованию и обучению. 
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации.

Требования к опыту практической работы.
Не менее двух лет практической или волонтерской работы, приближенной к данному виду деятельности.

Особые условия допуска к работе.
К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики.
Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)
030300 Психология
040100 Социальная работа

Наименование ответственной организации-разработчика
ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет"

Должность и ФИО руководителя
Ректор Рубцов Виталий Владимирович

Наименования организаций-разработчиков
ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», город Волгоград
НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия», город Москва
ФГБУ «Институт труда и социального страхования», город Москва
Администрация города Ступино, Московская область
НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», город Москва
ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт», Московская область
Министерство образования Московской области, Московская область
Детский дом № 59, город Москва
ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», город Москва

http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps141696

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

3.1.4. Трудовая функция. Организация психологического сопровождения и психологической помощи представителям социально уязвимых слоев населения (клиентам). Код A/04.7

Трудовые действия

Первичная проверка и анализ документов, свидетельствующих о наличии проблем клиентов (протоколы, акты социальных служб, полиции), выявление информации, требующей дополнительной проверки.

Запрос необходимой информации у других специалистов (социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и попечительства).
Подбор комплекса психологических методик, планирование и проведение обследования клиентов.

Обобщение результатов психологического обследования, оценка психологических потребностей, рисков и ресурсов клиентов, выявление психологических особенностей их социального окружения и условий жизни.

Выявление типичных психологических проблем разных социальных групп клиентов.
Разработка совместно с другими специалистами и клиентами "дорожных карт" с целью определения жизненных целей и задач на конкретных этапах социализации, формирования норм социального поведения, в том числе в поликультурной среде.

Разработка программ психологической помощи клиентам, в том числе с привлечением ресурсов из различных источников.

Индивидуальное или групповое консультирование клиентов по выявленным у них психологическим проблемам с целью нивелирования влияния неблагоприятной среды, помощи в социализации и адаптации к условиям проживания.


Проведение бесед (лекций), направленных на просвещение клиентов.
Взаимодействие с социальным окружением клиентов с целью организации психологической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем

Подготовка материалов по вопросам оказания психологической помощи клиентам и представление их в интернет-форумах и СМИ.
Учет выявленных социально уязвимых слоев населения и видов оказанной психологической помощи.


Необходимые умения

Вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными социально уязвимыми группами населения. Разрабатывать программы и проводить психологическое обследование клиентов. Анализировать полученные в психологическом обследовании результаты, выявлять степень достоверности полученной информации, составлять психологическое заключение.


Адаптировать и применять зарубежный опыт работы по оказанию психологической помощи социально уязвимым группам населения. Разрабатывать индивидуальные и групповые программы оказания психологической помощи клиентамПроводить психологические занятия и тренинги для разнородных групп клиентов.


Применять разные виды и методы индивидуального, группового психологического консультирования в соответствии с возрастом, полом и особенностями жизненной ситуации клиентов. Создавать команду и работать в команде по оказанию психологической помощи клиентам.


Разрабатывать психологические рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с клиентами. Разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи клиентам.


Проводить психологическое обследование социального окружения представителей социально уязвимых слоев населения в рамках профессиональных этических норм, прав человека. Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и иными информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи клиентам. Вести документацию и служебную переписку.


Необходимые знания

Основы общей и социальной психологии, психологии малых групп, психологии масс
Методы и методики общей и социальной психологии
Современные направления молодежных движений
Психология зависимости, аддикций, девиантология

Проблемы социализации, нарушений социализации
Методология проведения тренингов
Возрастная психология, геронтология
Психология семьи и семейных кризисов

Психология воспитания и педагогики
Психология кризисных состояний, рискология, психология экстремальных ситуаций, психология горя, потери, утраты
Цели, задачи и функции организаций социальной сферы

Типология социальных групп, нуждающихся в оказании помощи (социальной, социально-психологической, социально-правовой и т.д.)
Психология беженцев, мигрантов, маргиналов
Технологии работы с разными социальными группами
Документоведение


Другие характеристики

Обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте. Соблюдать требования профессиональной этики

Фото с сайта "Комплексный центр социального обслуживания населения г.Вилючинск"

Подробней о профессиональном стандарте «Психолог в социальной сфере» 
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157396/?frame=1