суббота, 23 апреля 2016 г.

ПОРЯДОК проведения аттестации психологов Вооружённых Сил РФ.


В соответствии с требованиями руководящих документов началась плановая аттестация работников психологической службы ВС РФ. 

Данное мероприятие в новейшей истории проводится впервые, поэтому вызывает определённую нервозность среди психологов на местах.

Интерес подогревается ещё и тем, как данная аттестация скажется на материальном положении психолога (вдруг зарплату прибавят) или придётся искать новое место работы.

Давайте заглянем в ПОРЯДОК организации проведения аттестации работников психологической службы (далее – Порядок), не с целью обсуждения, а с целью его пунктуального исполнения.


А СУДЬИ КТО? О КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ

Во-первых, Порядок определяет состав Комиссии по аттестации работников психологической службы (далее – Комиссии). 

В неё входят как уважаемые организаторы психологической работы различных уровней управления, так и ведущие практикующие психологи.

К участию в работе аттестационной комиссии приглашены специалисты Института психологии Российской академии наук, Российского психологического общества, Общества психологов силовых структур (по согласованию).

Обращает на себя внимание тот факт, что в состав комиссии входят представители Профессионального союза гражданского персонала ВС РФ (по согласованию). 

И что важно, командиры воинских частей, а так же другие должностные лица.

Как известно, если гражданский служащий член профессионального союза, то он не может быть уволен без согласования с профсоюзом. 

Так же, в любом случае решение комиссии носит для командира, как работодателя, рекомендательный характер и не обязательно к исполнению.


О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ КОМИССИИ

Заявлено, что деятельность Комиссии строится на принципах высокой профессиональной компетенции её членов, объективности в оценках знаний, умений и результатов профессиональной деятельности психологов, открытости и доступности итогов и протоколов заседаний, комплексного и дифференцированного подходов при вынесении заключений.

В целях объективности, в развитие данного пункта Положения, видимо, необходимо разработать оценочный лист результатов профессиональной деятельности психолога.


О ЗАДАЧАХ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

На комиссию по аттестации работников психологической службы возложены две задачи. Это, во-первых, определение соответствия (несоответствия) квалификации психологов занимаемых ими должностей или выполняемой работы.

Во-вторых, подготовка рекомендаций командирам для принятия ими решений по совершенствованию и повышению уровня квалификации психологов. целесообразности продолжения с ними трудовых отношений, по дальнейшему предназначению.

Логично предположить, что по первому пункту, для того чтобы оценить (определить) соответствует (не соответствует) квалификация психолога занимаемой им должности или выполняемой работе, необходимо представить в аттестационную комиссию функциональные обязанности специалиста утверждённые вышестоящим должностным лицом.

И если в функциональных обязанностях написано, что психолог должен проводить психологические эксперименты (бывает и такое), то впору спросить, какие эксперименты психолог уже провёл или собирается провести.


О СРОКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Аттестация психологов проводится первый раз через год работы в должности, в последующем - один раз в три года, а по указанию – внепланово.

Не позднее 1 ноября текущего года предоставляются списки психологов представляемых для аттестации в следующем году.

До 1 декабря текущего года утверждается график проведения аттестаций работников психологической службы на календарный год.

Не позднее, чем за месяц до проведения доводится информация о времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии до подчинённых психологов (при плановой аттестации).

Не позднее, чем за три дня до проведения доводится информация о времени и месте проведения заседания аттестационной комиссии до подчинённых психологов (в случае внеплановой аттестации).

Не позднее, чем за две недели до проведения представляется характеристика на аттестуемого психолога, составленная непосредственным начальником и согласованная с командиром войсковой части, начальником психологической службы объединения, психологической службы вышестоящего органа военного управления.


О ХАРАКТЕРИСТИКЕ НА АТТЕСТУЕМОГО ПСИХОЛОГА

Ознакомление психолога с характеристикой проводит его непосредственный начальник. Психолог может представить в Комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за предшествующий период, а также аргументированное заявление при несогласии с представленной характеристикой.

КАК ПРОВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ.

Порядок аттестации предусматривает проверку Комиссией уровня теоретических знаний, практических навыков, умений. 

Первый этап - письменный экзамен (тестирование) на знание руководящих документов и порядка применения технических средств психологической работы (надо полагать знание АРМ ВП).

Второй этап - решение практических задач, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, на знание и применение методов психологии.

Третий этап - собеседование с членами комиссии с вынесением экспертного заключения членов Комиссии о соответствии (несоответствии) психолога занимаемой должности или выполняемой работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

Что в итоге. В итоге должно быть вынесено заключение. Возможные варианты заключений аттестационной комиссии и рекомендации командирам войсковых частей (лично моё видение).

Вариант 1. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом группы психологической работы Ф.И.О. трудовые отношения, назначить на вакантную должность ведущего психолога группы психологической работы войсковой части, в 20ХХ году направить на повышение квалификации в Военный университет МО РФ.

Вариант 2. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, в 20ХХ году направить на повышение квалификации по клинической психологии в Военно-медицинскую академию (г.Санкт-Петербург), направить на стажировку в кабинет медико-психологической коррекции Окружного клинического госпиталя.


Вариант 3. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, объявить благодарность (наградить грамотой) за высокий профессионализм и качество проводимой психологической работы, в соответствии с приказом МО РФ 2010 года №1010 премировать в двойном размере по итогам 2-го квартала 20ХХ года.

Вариант 4. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с ведущим психологом группы психологической работы Ф.И.О. трудовые отношения, за высокий профессионализм и качество проводимой психологической работы представить к награждению ведомственным знаком «За вклад в развитие военной психологии».

Вариант 5. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру психолога Ф.И.О. на воинскую должность замещаемую военнослужащим по контракту, возложить обязанности нештатного психолога войсковой части 00000 (по согласованию).


Вариант 6. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру ведущего психолога группы Ф.И.О. к назначению на воинскую должность начальника группы психологической работы войсковой части 00000 с присвоением первого офицерского звания «лейтенант», направить на стажировку в Центр психологической работы округа (флота).

Вариант 7. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру начальника группы психологической работы войсковой части 00000 (воинское звание, Ф.И.О.) к назначению на вакантную должность начальника группы психологической работы в Центр психологической работы округа (флота).

Вариант 8. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру начальника группы психологической работы войсковой части 00000 (воинское звание, Ф.И.О.) к досрочному присвоению воинского звания «капитан-лейтенант», в 20ХХ году направить на стажировку в Центр психологической работы ВС РФ.


Вариант 9. Занимаемой должности не соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру ведущего психолога группы психологической работы Ф.И.О. на соответствие занимаемой должности, переназначить с должности ведущего психолога на должность психолога группы психологической работы войсковой части 00000 (на должность с меньшим объёмом работы).

Вариант 10. Занимаемой должности не соответствует. 

Рекомендовать рассмотреть кандидатуру психолога группы психологической работы Ф.И.О. на соответствие занимаемой должности и уволить (расторгнуть контракт) по причине неудовлетворительной профессиональной подготовки.

Вариант 11. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, направить для участия в конкурсе психологов «Тихоокеанская роза ветров» (г.Владивосток, март 20ХХ г.) и на повышение квалификации по экстремальной психологии (г.Владивосток, ТГМУ).


Вариант 12. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, направить для участия во Всеармейском конкурсе специалистов психологической работы ВС РФ (май 20ХХ г.) и на повышение квалификации в Школе военного психолога (октябрь 20ХХ г.).

Вариант 13. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, направить на переподготовку и повышение квалификации по программе надёжности персонала с перспективой возложения обязанностей нештатного полиграфолога войсковой части (по согласованию).

Вариант 14. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с психологом Ф.И.О. трудовые отношения, отменить возложенные обязанности по полиграфным проверкам в связи с недостаточной профессиональной подготовкой, направить на повышение квалификации по программе надёжности персонала.


Вариант 15. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с ведущим психологом Ф.И.О. трудовые отношения, направить на повышение квалификации по программе надёжности персонала, направить на стажировку в одну из силовых структур (по согласованию).

Вариант 16. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с ведущим психологом группы психологической работы Ф.И.О. трудовые отношения, направить на повышение квалификации по международному гуманитарному праву на курсы повышения квалификации в Сан-Ремо (Италия) по программе Международного Комитета Красного Креста. 

Вариант 17. Занимаемой должности соответствует. 

Рекомендовать продолжить с ведущим психологом группы психологической работы Ф.И.О. трудовые отношения, за многолетний добросовестный труд представить к награждению Почётной грамотой Министра обороны Российской Федерации (прим. - приравнивается к званию Ветеран труда). 

Вышеперечисленные варианты не догма и даже не руководство к действию, а попытка сформулировать возможное заключение Комиссии.


ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ

Аттестация, это хороший повод обновить знания положения руководящих документов по психологической работе и порядка применения технических средств психологической работы (прежде всего комплекса АРМ ВП).

Аттестация, это хороший повод организаторам психологической работы оценить кадровый потенциал, определиться с перспективами служебного роста и повышением квалификации психологов.

Для психологов - заявить о себе, своих амбициях, определиться – далее оставаться в системе или реализовывать свои знания и умения в другой организации, возможно, заняться частной практикой.

Выписка из протокола аттестационной комиссии направляется командиру части, от которой проходил аттестацию психолог, и учитывается перед назначением на вышестоящую (нижестоящую) должность.

Теперь дело остаётся за малым, позвонить начальникам по специальности и уточнить, когда спланирована ваша аттестация и начать к ней готовится. 

Как стало известно, на днях состоялась аттестация психологов на Северном флоте под общим руководством САВИЧА Вадима Витальевича с участием БЕЗУШКО Олега Яковлевича. 

Аттестация прошла более чем лояльно, а конкретные вопросы по тестам и собеседованию можно задать коллегам в соцсетях или в качестве комментариев на блоге.

Всем удачи и успешного прохождения аттестации.

Использованы фото со сборов психологов Восточного военного округа.

воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Канд. псих. наук Людмила ПЕТКО представляет тренинг "Точка-точка- запятая" по телесно-ориентированной арт-терапии

Специалист по креативному обучению и развитию персонала ОАО "Газпром" кандидат психологических наук Людмила ПЕТКО провела в Центре Глубинной Психологии для психологов Ростовской Ассоциации Аналитической Психологии провела тренинг «ТОЧКА – ТОЧКА - ЗАПЯТАЯ» (Телесно-ориентированная арт - терапия).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЭФФЕКТИВНА ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ.

Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»). Потеря чувствительности отдельных частей тела. Постоянное ощущение болей и напряженности в теле. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период.

Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»). Плохая осанка. Навязчивые состояния. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти).

Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций). Видимое отсутствие стабильности в жизни. Пережитое насилие, в том числе сексуальное. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких.


Страх смерти. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая. Отвержение себя, своего внешнего образа. Проблемы с весом. Неспособность получать удовлетворение в сексе. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей. Нарушение сна. Новообразования.

Стресс, состояние хронического стресса. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством. Потеря вкуса и радости жизни. Синдром хронической усталости. Профессиональное «выгорание». Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок. Вредные привычки. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».


ЧТО ДАЕТ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ 
И КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИЧЬ ПРИ РАБОТЕ С ТЕЛОМ

1. Снизить уровень тревожности, повысить устойчивость к стрессу, развить навыки противостояния в конфликтных ситуациях.

2. Справиться с различными заболеваниями, нормализовать обменные процессы, улучшить сон.

3. Восстановить энергетический баланс, развить энергетические способности, чувствительность, внимание.

4. Повысить гибкость, пластичность, улучшить осанку, свободу движений и походки.

5. Научиться лучше понимать и ощущать собственные границы, как в телесном, так и в социальном плане.

6. Научиться слышать и понимать свое тело, ориентируясь на его знаки и выбор.

7.Расширить границы восприятия.

8.Обрести умение справляться с болью.

9. Избавиться от негативных привычек, отказаться от устаревших стратегий и поведенческих паттернов.

10. Обрести целостность, устойчивость, чувство реальности, уверенности в себе.

11. Излечить психологические травмы, принять прошлое, осознать новые внутренние ориентиры и ценности.

12. Принять себя, свою уникальность, красоту, чистоту и мудрость, понять безграничность собственных возможностей

Цель тренинга: снятие психических и мышечных напряжений (зажимов); повышение чувствительности к себе, к собственному телу; физическое и душевное раскрепощение; повышение чувствительности к собственным эмоциям и чувствам; обретение чувства гармонии с окружающим миром и на развитие творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения.


УПРАЖНЕНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ «СЕМЕЧКО».

Цель: мышечное расслабление отдельных групп мышц (всех в определенной последовательности). Участники сидят на корточках, голова в коленях, глаза закрыты.
Для выполнения этого упражнения Вам не нужен ни партнёр, ни группа. Это - индивидуальная работа.


Нужно свободное помещение, чтобы никто не мешал, приглушённый свет и музыка.
Музыка должна быть:
• негромкая
• медленная,
• без слов,
• желательно незнакомая, чтобы не вызывала уводящих в сторону ассоциаций.


Примите любую позу, которая УДОБНА ИМЕННО ВАМ В ДАННЫЙ МОМЕНТ и прислушайтесь к себе и своим ощущениям. Вы представляете себе, что Вы и Ваше тело это - косточка, семечко, зёрнышко. А затем Вы вспоминаете всё, что знаете о ботанике и проникаетесь «философией растущего зерна».

Следуйте за тем, что будет с Вами происходить
Какова же философия зерна? Косточки? Семечка?
Семечко НИЧЕГО НЕ ПЛАНИРУЕТ. Оно не планирует свой рост, оно вообще не знает, не волнуется и не думает - ЧТО из него вырастет.


С семечком, однако, всегда происходит ТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ!
Что может получиться у Вас в ходе упражнения телесно-ориентированной психотерапии?
Помните завет: следуйте за тем, что будет с Вами происходить и ничего не бойтесь.
Вы можете почувствовать, что «из Вас выросло» то, чего Вы никак не ожидали. Может быть, в ходе упражнения Вы вообще и не прорастёте - значит, не время.

Что бы из Вас не выросло в ходе телесно-ориентированной психотерапии, примите это со вниманием и любовью.


В ходе упражнения Вы можете пройти следующие стадии:
• полежать семечком долго-долго;
• пустить росток;
• зацвести цветком;
• в путь тронуться;
• дать плод или колос;
• засохнуть и полететь по ветру сухой былинкой.


В какой-то момент к процессу Вашего роста станет подключаться и тело... Это означает, что Вы смогли перекинуть мостик от обычной визуализации к построению телесной метафоры! Вы можете принимать диковинные позы, танцевать ведомый Вам одному танец - и хорошо подобранная музыка этому танцу только поспособствует.

Ваша задача (как и задача любого, практикующего телесно-ориентированную психотерапию) - быть ПРЕДЕЛЬНО внимательными к своим ощущениям и переживаниям, а особенно к ощущениям и «переживаниям» своего тела.


Наконец, Вы должны почувствовать, когда Ваше упражнение, опыт завершится. Постарайтесь в конце всего этого понять, что с Вами происходило и какое это имело для Вас значение. Может быть, Вы не поймёте всего и сразу. Перенесите свои соображения на бумагу, поймёте позже, когда «распишетесь», написав эссе.

Регулярное выполнение упражнения «Семечко» имеет свою главную функцию - функцию трансформации. Телесно-ориентированная терапия - трансформация человека через телесные метафоры. Телесная метафора - это способ решить на языке тела проблемы ума и души, обнулить прошлое и повернуть в будущее.

УПРАЖНЕНИЕ «ОМОЛОЖЕНИЕ».

Участники изображают старичков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. 

В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя.

10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО».

Разговор через витрину магазина; в пробке стоят два автобуса, надо через закрытые окна передать знакомому в другом автобусе срочную информацию; разговор через стекло вагона (прощание на вокзале).


УПРАЖНЕНИЕ "ТОЧКА-ТОЧКА-ЗАПЯТАЯ"
(Телесно-ориентированная арт - терапия)

Упражнение-тест психосоматических проблем и мышечных зажимов из телесно-ориентированной психотерапии. Для проведения этого упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» нужно из расчёта на одного участника:

• Семь листов бумаги.
• Семь разноцветных карандашей.
• Ножницы.
• Клей.


Закончив рисунок на одном листе бумаги, мы переворачиваем его и убираем с глаз долой ДО ВРЕМЕНИ. Итак, начинайте же сами Ваш эксперимент по исследованию психосоматических проблем и мышечных зажимов!

Первый лист бумаги. На нём мы изображаем те части Вашего тела или орган, которые обеспечивают по Вашему мнению Вашу как внутреннюю, так и внешнюю безопасность.


Второй лист бумаги. На нём мы рисуем ту часть нашего тела (органы), которая даёт нам наибольшую жизненную силу - наш РЕСУРС, «наше всё». (Опять же, по нашему мнению)

Третий лист бумаги. Рисуем те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.


Четвёртый лист бумаги. На нём изображаем те части своего тела или же органы, которые помогают нам (если надо) сопротивляться окружающей действительности.

Пятый лист бумаги. Рисуем на нём те части своего тела, которые помогают нам общаться с самими собой, отвечают за благополучие нашего внутреннего, интимного мира.


Шестой лист бумаги. На них рисуем те свои части тела или же органы, которые всё это контролируют, возглавляют, собирают «до кучи» и вообще служат нашим «генеральным директором».

Седьмой лист бумаги. На нём мы рисуем или одно или другое - что хотите. Как альтернатива или мы рисуем ту часть своего тела, которую просто хотим нарисовать ещё раз (уж очень она нам нравится), или то, что не вошло ни в один рисунок, а Вы считает, что оно должно быть, просто так, для комплекта.


После того, как рисунки закончены, вырезаем по контуру всё, что мы нарисовали и пытаемся составить из полученного - Целого Человечка. Сразу предупреждаю: не беда, если у него будет много рук или, допустим, голов.


АНАЛИЗ результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов

В идеале, конечно, человечек должен быть нормальным и жизнеспособным - то есть целым. Плохо, когда чего-то важного у него не хватает... Рассмотрим несколько важнейших параметров оценки полученного коллажа.

ЦЕЛЬНОСТЬ или КОМПЛЕКТНОСТЬ (1)

Если у нашего человечка чего-то в недостатке, значит человечек «не работает», вот и всё. И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» А посмотрите на своего человечка...

ЗАЩИЩЁННОСТЬ (2)

«Защищённость» имеет своё жёсткое и простое требование, запомните же его: ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!

В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тельца» и как бы защищены им. Органы не должны быть больше корпуса тела, не должны жить где-то там, отдельно. Всё это выдаёт их незащищённость, уязвимость...

СОРАЗМЕРНОСТЬ (3)

Здесь всё просто, собранный человечек должен быть немного... реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой аж в два раза.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (4)

Внимание! Иногда на каждом рисунке человеком бывают нарисованы чуть ли не все части его тела. Получается, что все отвечают за всё...

Представьте аналогию. Это как если бы все сотрудники офиса бросались толпой к ксероксу, когда нужно сделать одну бумажку, потом всей гурьбой бросались к одной телефонной трубке, когда вдруг зазвонит телефон, а затем всем табором сели бы составлять одну накладную, как казаки, пишущие письмо турецком султану... Что это означает в реальной жизни?

Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека, «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает всё тело»... То есть, малейшее недомогание лишает такого человека какой-либо трудоспособности.

Недаром на подводных лодках существуют переборки, которые делят её на отсеки и в случае аварии в одном отсеке, блокируют его, чтобы не страдали остальные.

В идеале уши отвечают за слух, глаза - за зрение, а сердце - за любовь. Но когда на рисунке «всё отвечает за всё», это точнейшая диагностика «бардака» в психике и, вследствие этого, и в организме.

РЕАЛИСТИЧНОСТЬ (5)

Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник, закончивший Академию Живописи... Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах. То есть, не надо рисовать капустный кочан вместо головы или горшок с цветами... Не надо рисовать ножи вместо рук, а гусеницы танка вместо ног. И пламенный мотор вместо сердца тоже не надо...

Это грубо и прямо говорит о том, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально в нормальной жизни не может. Как например, Вы будете думать головой, когда вместо головы у Вас керамический горшок с примулой?

Часто такие фантазии рисуют подростки в период «борьбы со всем миром». Но это и понятно - подростков, как правило, худо-бедно содержат родители. А вот если такие вещи рисует взрослый человек, то становится неясно как же он живёт с таким кандибобером вместо головы? 

Вообще-то, я не люблю такой диктат психологических тестов, я против того, чтобы любой креативный подход в создании тестового рисунка понимался таким вот образом - скучно, обывательски. 

Я за то, чтобы люди рисовали кто что хочет. Но! Вы сами увидите, когда такой «креативный» рисунок начнёт вызывать у Вас ужас вместо умиления и кое-какие прозрения относительно рисующего.

ПРИНЦИП КРАТНОСТИ (6)

Коротко он сводится к следующему: шесть голов это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног, ну хотя бы уж по две пары.


А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем - это уже нарушение принципа кратности. Ну а теперь приступаем к самостоятельному анализу результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка- запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов ...

Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром? У одних - уши. У других - руки. Не правда ли - это два сильно разных способа жить? Пробежавшись по основным шести базовым параметрам (перечисленным выше) , начинайте теперь вдумчиво анализировать свой рисунок сами - никто лучше Вас не поймёт корень Ваших же собственных проблем.


Тренинг по телесно-ориентированной терапии подготовила и провела кандидат психологических наук Людмила ПЕТКО.

В тренинге приняла участие Евгения Николаевна ЕЛЕЦКАЯ - аналитический психолог, координатор Ростовской ассоциации аналитической психологии, руководитель Центра Глубинной психологии (г.Ростов-на-Дону). 

Автор и разработчик психологических тренинговых программ: "Путешествие в Зазеркалье", "Лаборатория развитие личности — Transformation", "Мастерская сновидений",  "Путь Амазонки".

Читать далее: Евгения Николаевна Елецкая (Ростов-на-Дону). Тренер, консультант. Самопознание.ру. Резюме, контакты, Расписание тренингов.  http://samopoznanie.ru/trainers/evgeniya_nikolaevna_eleckaya/

Примечание: Для тех кто считает, что ПЕТКО баламутит, "решила людей снова поучить, показать свою значимость, выпендрилась" - сообщаю.

Да, армия потеряла, а вот ГАЗПРОМ приобрёл! А методические материалы от Людмилы ПЕТКО и впредь будут регулярно публиковаться на блоге, так же как и других психологов, которые изъявят желание поделиться своим опытом работы с коллегами. Берегите себя! Всем удачи и продуктивной трудовой недели!